Программы развития для студентов и выпускников
 

Исследование рынка Graduate Recruitment в 2008/2009 году

Алина Красновид,
Наталия Васильева,
Ирина Фельдман,
eGraduate.ru

Скачать краткий отчет с обобщенными результатами

Исследование «Рынок Graduate Recruitment» ежегодно проводится компанией Graduate, являющейся ведущей консалтинговой компанией на рынке труда молодых специалистов в России. Компания Graduate входит в состав холдинга KMS Group.

С 2007 года за проведение исследования отвечает отдел «Аналитика и исследования», выделенный в отдельную структурную единицу. В 2009 году исследование рынка Graduate Recruitment проводилось в седьмой раз.

Предметом исследования являются:

  • Основные тенденции на российском рынке труда молодых специалистов
  • Спрос компаний на молодых специалистов и студентов вузов и характеристики этого спроса
  • Инструменты привлечения молодых специалистов и развития бренда привлекательного работодателя, используемые компаниями
  • Влияние кризиса на активность компаний на рынке труда студентов и выпускников

Помимо части, содержащей результаты опроса HR-менеджеров компаний, в отчет этого года мы включили специальный раздел, посвященный практике наиболее успешных компаний на рынке труда молодых специалистов. Эта часть содержит кейсы с подробным анализом и оценкой деятельности компаний на рынке труда выпускников, подготовленные консультантами Graduate. Анализ приведен для 10 компаний, вошедших в число наиболее привлекательных работодателей среди студентов по итогам исследования TargeT 2008/2009: Procter&Gamble, Unilever, PricewaterhouseCoopers, Deloitte, KPMG, Тройка Диалог, ВТБ, Microsoft, IBM, McKinsey&Company.

Также в исследовании присутствуют отдельные блоки вопросов, касающиеся:

  • Использования работодателями различных типов рекламы и отдельных рекламных площадок при привлечении студентов и выпускников, а также их эффективности
  • Работы с посредниками на рынке труда при решении задач в области рекрутмента студентов и выпускников
  • Организации привлечения выпускников из регионов
  • Мониторинга работодателями ситуации на рынке труда молодых специалистов

Информационной базой исследования является опрос менеджеров по персоналу ведущих компаний, проявлявших активность на рынке труда молодых специалистов в течение прошедшего учебного года. Опрос проводился с помощью телефонных интервью. В исследовании этого года приняли участие 104 компании различных сфер деятельности.

В рамках отчета мы не только приводим данные, полученные в ходе исследования, но и делимся нашими знаниями в области работы с молодыми специалистами.

Отчет включает восемь ключевых блоков:

  • Основные изменения на рынке труда молодых специалистов в результате кризиса
  • Активность компаний на рынке Graduate Recruitment в 2008/2009 учебном году
  • Инструменты и методы привлечения и отбора молодых специалистов
  • Результаты работы с молодыми специалистами
  • Востребованность услуг посредников на рынке труда молодых специалистов
  • Мониторинг рынка труда молодых специалистов
  • Планы компаний на следующий год
  • Кейсы по практике самых популярных работодателей

Основные изменения на рынке труда молодых специалистов в результате кризиса

Интересный факт

Количество привлекаемых молодых специалистов снизилось до уровня 2003/2004.

Текущий экономический кризис внес коррективы не только в количество привлекаемых молодых специалистов, но и в организацию работы с ними. Основные изменения коснулись целей работы со студентами и выпускниками, объемов используемых инструментов привлечения и работы с посредниками.

Сократилось не только количество работодателей, которые привлекают студентов и выпускников, но и число открытых позиций для молодых специалистов в компаниях, которые продолжили работать на этом сегменте рынка труда.

Интересный факт

Опрошенные HR-менеджеры отметили, что молодые специалисты стали более трезво оценивать свою стоимость и возможности на рынке труда, а их мотивация выросла.

Количество кандидатов на одну открытую позицию значительно возросло, и рынок труда превратился в «рынок работодателя»: теперь у компаний появилась возможность выбирать лучших кандидатов. Компании ужесточили критерии отбора студентов и выпускников, стали чаще обращать внимание на вуз, который окончил кандидат.

На рынке труда молодых специалистов остались в основном те компании, которые нанимают студентов и выпускников не первый год и владеют отработанными технологиями по их привлечению и отбору. При работе с молодыми специалистами эти работодатели, как правило, преследуют долгосрочные стратегические цели по управлению персоналом. Они не уходят с рынка, чтобы остаться в выигрыше при восстановлении экономической ситуации и росте спроса на персонал.

Активность компаний на рынке Graduate Recruitment в 2008/2009 учебном году

В отраслевом разрезе продолжают активно работать со студентами и выпускниками компании тех сфер, которые из-за специфики бизнеса или построения системы «выращивания» персонала постоянно нуждаются в притоке новых сотрудников на начальные позиции.

Общая тенденция последних семи лет сохраняется: качественное изменение кадровой политики компаний приводит к тому, что они все чаще привлекают молодых специалистов на регулярной основе для решения стратегических задач в области управления персоналом.

Интересный факт

Основные предложения для молодых специалистов — это отдельные позиции в отделах финансов, маркетинга и продаж и различные стажировки.

В основном работодатели предпочитают работать одновременно и с выпускниками вузов, и со студентами, чтобы создать непрерывный поток кандидатов. Студенты привлекаются на временные стажировки, которые рассматриваются как этап отбора на постоянную работу, что позволяет отобрать лучших кандидатов и снизить текучесть персонала на стартовых позициях.

К преимуществам молодых специалистов по сравнению с более опытными кандидатами компании относят, в первую очередь, их активность, открытость новому, обучаемость. В числе основных преимуществ в этой категории назывались высокая мотивация и амбициозность, новый взгляд и готовность к инновациям, возможность обучить «под себя».

Вместе с тем, молодые специалисты имеют ряд свойственных им недостатков. Часто студенты и выпускники не имеют четкого представления о том, чем они хотели бы заниматься, и не имеют опыта работы, необходимого для выполнения поставленных задач, но при этом очень амбициозны и переоценивают свою стоимость на рынке труда.

Который год подряд наиболее востребованными среди молодых специалистов остаются выпускники экономических и финансовых вузов. В 2008/2009 году лидерами по упоминанию среди вузов, как и в предыдущем исследовании, стали МГУ им. Ломоносова, ГУ-ВШЭ и Финансовая Академия. Среди технических вузов наиболее востребованными являются выпускники МГТУ им. Баумана, МИФИ, МАИ и МАМИ, а также технических факультетов МГУ им. Ломоносова, которые традиционно отличаются высоким уровнем академической подготовки.

Инструменты и методы привлечения и отбора молодых специалистов

Как и следовало ожидать, активность работодателей и объем используемой рекламы существенно снизились. Сокращение издержек на продвижение компании на рынке труда студентов и выпускников обусловило отказ от решения задач по развитию бренда работодателя, так как имиджевые мероприятия, как правило, дорогостоящие и имеют отложенный эффект.

Интересный факт

Активнее других используют все виды инструментов продвижения FMCG, IT и аудиторские компании.

Компании продолжили использовать проверенные методы привлечения студентов и выпускников. Изменения коснулись, в основном, объемов используемых инструментов. Хотя постепенно компании отказываются от использования наименее эффективных инструментов, тем не менее, существенного сдвига в пользу инструментов с наилучшей отдачей не произошло. Сокращение бюджетов не заставило компании провести качественную переоценку своей активности на рынке труда выпускников.

При отборе молодых специалистов работодатели стали чаще использовать очные инструменты отбора, которые позволяют с большей долей достоверности оценить не только профессиональные, но и поведенческие компетенции студентов и выпускников.

Развитием бренда привлекательного работодателя в основном занимаются те компании, которые регулярно привлекают студентов и выпускников и преследуют долгосрочные цели в работе с молодыми специалистами. Для развития имиджа компании достаточно активно взаимодействуют с вузами: проводят лекции и организуют стажировки для студентов целевых факультетов и кафедр.

Результаты работы с молодыми специалистами

По сравнению с прошлым годом, компании не испытывают недостаток молодых специалистов. Тем не менее, при привлечении студентов и выпускников компании сталкиваются с рядом трудностей. В первую очередь, они связаны с особенностями молодых специалистов: низким уровнем их подготовки и завышенными амбициями.

Интересный факт

Из-за кризиса и отсутствия открытых позиций компании сталкиваются с проблемой трудоустройства успешных стажеров и участников внутренней стипендиальной программы. В результате работодатели теряют потенциально успешных сотрудников.

Несмотря на то, что количество откликов на вакансии увеличилось, основная масса кандидатов не отвечает заявленным требованиям. Студенты и выпускники невнимательно читают объявления и откликаются на все вакансии подряд. В результате приходится обрабатывать значительно больше откликов, в то время как качество этих откликов относительно невысокое. Молодые специалисты часто предъявляют завышенные требования к функционалу и заработной плате, которые не соответствуют их знаниям и навыкам.

Также компании сталкиваются с такими трудностями как отсутствие минимального опыта у кандидатов и, как следствие, возникает необходимость в их дополнительной профориентации. Часть опрошенных HR-менеджеров отметила, что для них проблемой при привлечении молодых специалистов является низкая узнаваемость бренда работодателя. С определенными сложностями сталкиваются компании и при привлечении кандидатов в региональные подразделения из-за нежелания молодых специалистов переезжать.

Востребованность услуг посредников на рынке труда молодых специалистов

По результатам исследования 2008/2009 года, доля компаний, которые сотрудничали с различными посредниками, снизилась. Сокращение произошло, прежде всего, за счет отказа от работы с кадровыми агентствами. В этом году количество компаний, сотрудничавших с ними в рамках привлечения молодых специалистов, сократилось почти в 3 раза.

Интересный факт

Чаще всего к посредникам в этом году обращались компании, работающие в сфере аудита, инвестиционного банкинга и FMCG.

При этом работодатели практически не отказались от услуг посредников, специализирующихся на рынке труда молодых специалистов. Мы полагаем, что это связано с большей гибкостью и более широким спектром услуг, оказываемых специализированными компаниями на рынке труда выпускников.

В отличие от прошлого года, теперь основной целью, которую работодатели преследуют при обращении к посредникам на рынке труда молодых специалистов, стала возможность сэкономить время и силы, так как посредники выполняют поставленную задачу более быстро и качественно. В прошлом году работодатели сотрудничали с ними ради возможности использовать дополнительные каналы привлечения молодых специалистов (базы данных, контакты, сайты и т.д.).

Мониторинг рынка труда молодых специалистов

В целом компании продолжают следить за ситуацией на рынке труда молодых специалистов, вне зависимости от того, привлекали они в этом году студентов и выпускников или нет. Владение подобной информацией позволяет более или менее правильно планировать свою деятельность по привлечению молодых специалистов.

Больше всего работодатели интересуются ожиданиями студентов и выпускников (63%). Половина компаний отслеживают активность конкурентов. Треть — исследуют предложение труда со стороны молодых специалистов.

В этом году значительно сократилось количество компаний, осуществляющих постоянный мониторинг рынка труда молодых специалистов, однако общее количество компаний, в той или иной мере отслеживающих ситуацию на рынке труда студентов и выпускников, практически не изменилось.

Из-за сложной экономической ситуации компании отдают предпочтение наиболее дешевым методам мониторинга ситуации на рынке труда молодых специалистов. По сравнению с прошлым годом возросло количество компаний, которые с этой целью отслеживают статьи и периодические издания по теме.

Планы компаний на следующий год

Экономический кризис внес значительную долю неопределенности в планы компаний по привлечению молодых специалистов на будущий год. HR-менеджеры очень осторожно высказывали свои прогнозы, но чаще оптимистичные, чем пессимистичные.

Основная тенденция будущего года – более системное привлечение студентов и выпускников и организация для них более интересных и содержательных мероприятий. Вместе с тем, недостаток качественного анализа деятельности на рынке труда приводит к тому, что компании планируют и дальше использовать инструменты с низкой эффективностью.

Опрошенные компании не собираются вносить существенные изменения и в структуру позиций, на которые привлекают молодых специалистов. Большинство работодателей в следующем году будут использовать точечный рекрутмент и программы стажировок.

Планы компаний по привлечению молодых специалистов в 2009/2010 Планы компаний по привлечению молодых специалистов в 2009/2010

В 2009/2010 году компании планируют перейти с простого информирования молодых специалистов об имеющихся предложениях (с помощью интернет-рекламы, участия в ярмарках вакансий) на использование инструментов, предполагающих более тесное взаимодействие с аудиторией: лекции, конкурсы, презентации.

Скачать краткий отчет с обобщенными результатами

Контактная информация

    Контактное лицо: Алина Трохина, консультант компании Graduate
    Телефон: +7 (495) 967-1503
    atrokhina@kmsg.ru (с пометкой «eGraduate.ru: Аналитика рынка труда выпускников вузов» в поле «Тема»)