Программы развития для студентов и выпускников
 

Отчет о мониторинге рынка Graduate Recruitment в 2006/2007 году

eGraduate.ru

Полная версия отчета

Исследование «Рынок Graduate Recruitment» ежегодно проводится компанией Graduate, являющейся ведущей консалтинговой компанией на рынке труда молодых специалистов в России. Компания Graduate входит в состав холдинга KMS Group.

С 2007 года за проведение исследования отвечает отдел «Аналитика и исследования», выделенный в отдельную структурную единицу.

В 2007 году исследование рынка Graduate Recruitment проводилось в пятый раз.

Предметом изучения в ходе проведения исследования являются:

  • Основные тенденции на российском рынке Graduate Recruitment
  • Спрос компаний на молодых специалистов и студентов вузов и характеристики этого спроса
  • Методы привлечения молодых специалистов, используемые компаниями

Также в исследовании присутствуют отдельные блоки вопросов, касающиеся:

  • Использования различных типов рекламы и отдельных рекламных площадок при привлечении студентов и выпускников и их эффективность
  • Использования различных посредников на рынке Graduate Recruitment при решении задач в области рекрутмента студентов и выпускников

Дополнительно в исследовании 2006/2007 года был добавлен блок вопросов, нацеленных на изучение методов отслеживания работодателями ситуации на рынке труда молодых специалистов.

Информационной базой исследования является опрос менеджеров по персоналу ведущих компаний, проявлявших активность на рынке труда молодых специалистов в течение прошедшего учебного года, либо заявлявших о своем интересе к данной категории работников. Опрос проводится с помощью телефонных интервью.

В рамках отчета мы не только приводим данные, полученные в ходе исследования, но и делимся нашими знаниями в области работы с молодыми специалистами.

Отчет включает пять ключевых блоков:

  • Активность компаний на рынке Graduate Recruitment в 2006/2007 учебном году
  • Методы привлечения и отбора молодых специалистов
  • Востребованность услуг посредников на рынке труда молодых специалистов
  • Мониторинг рынка труда молодых специалистов
  • Планы компаний на следующий год

В данной статье мы представляем наиболее интересные из полученных результатов.

Активность компаний на рынке Graduate Recruitment в 2006/2007 учебном году

Компании-работодатели год от года привлекают все большее количество молодых специалистов. При этом компании не ограничиваются одним способом работы со студентами и выпускниками, а стараются использовать комплекс методов для привлечения лучших кандидатов.

2006/2007 учебный год отмечен повышенным вниманием компаний-работодателей к молодым специалистам. Почти 50% опрошенных компаний увеличили набор студентов и выпускников по сравнению с прошлым учебным годом. В первую очередь это связано с ростом самих компаний.

Более того, компании привлекают молодых специалистов в течение всего года, стараясь заинтересовать в работе, как выпускников, так и студентов.

Интересный факт

96% опрошенных компаний принимали на работу или стажировку не только выпускников, но и студентов вузов.

При этом компании, привлекая студентов и выпускников на работу, стремятся не только закрыть стартовые позиции, но и создать для себя задел на будущее. Половина из опрошенных компаний обращалась к рынку труда молодых специалистов, чтобы в дальнейшем «вырастить сотрудников под себя» и/или создать кадровый резерв.

С каждым годом все больше развиваются способы работы с молодыми специалистами. Компании более активно используют Программы стажировок и Программы обучения и развития молодых специалистов. В основном это характерно для западных компаний, но и российские компании в 2006/2007 учебном году стали гораздо активнее.

Интересный факт

Только одна компания использует точечный рекрутмент, как единственный способ работы с молодыми специалистами.

В этом году, так же как и в предыдущие годы, наиболее популярным способом работы с молодыми специалистами остается Подбор на отдельные позиции. Такой способ работы используют 86% опрошенных компаний. Но в отличие от исследований предыдущих лет только для одной компании точечный рекрутмент является единственным способом работы с молодыми специалистами (в исследовании 2003/2004 года точечный рекрутмент был единственным способом работы со студентами и выпускниками для 40% компаний, принявших участие в опросе).

Выделенная тенденция говорит об общем развитии рынка труда Graduate Recruitment и об уделении особого внимания такой группе сотрудников как молодые специалисты со стороны компаний.

В чем причины таких изменений?

Во-первых, изменились задачи в отношении работы с молодыми специалистами. Среди таких задач — формирование кадрового резерва компании и формирование имиджа компании как привлекательного работодателя для студентов и выпускников (точечный рекрумент не позволяет успешно решать эти задачи).

Во-вторых, приходит понимание того, что для работы со студентами и выпускниками нужны иные инструменты, чем с готовыми специалистами.

Обоснование выдвинутых предположений подробно представлено в полной версии отчета, а здесь мы приводим Диаграмму с основными данными.

Использование различных способов организации работы с молодыми специалистами в зависимости от происхождения компании

Использование различных способов организации работы с молодыми специалистами в зависимости от происхождения компании

Методы привлечения молодых специалистов

Компании меняют свой подход к работе с молодыми специалистами, становятся более гибкими и не ограничивают себя использованием одного или двух методов привлечения. Кроме того, особое внимание компании уделяют развитию своего имиджа как перспективного работодателя для студентов и выпускников.

Из всех выделенных нами методов привлечения молодых специалистов реклама остается наиболее популярным (ее использовали 86% опрошенных компаний). Кроме того, широко используется участие в Ярмарках вакансий и проведение Презентаций в вузах. Однако низкая эффективность двух вышеперечисленных методов, а также понимание того, что рекламная кампания дает более высокие результаты, если она используется в комплексе с другими методами, привели к росту популярности альтернативных методов привлечения молодых специалистов.

В отчете по исследованию мы приводим сравнительный анализ эффективности различных инструментов привлечения кандидатов в зависимости от стоящих перед компанией задач.

Использование методов привлечения молодых специалистов в зависимости от страны происхождения компании

Использование методов привлечения молодых специалистов в зависимости от страны происхождения компании

Помимо активной работы на рынке труда молодых специалистов, компании вынуждены уделять все больше внимания имиджу компании как перспективного работодателя для привлечения лучших студентов и выпускников. Тем более, что ситуация на рынке труда осложняется в связи с обострившейся конкуренции за молодых специалистов, а также нехваткой «хороших» кандидатов.

Востребованность услуг посредников на рынке труда молодых специалистов

Интересный факт

70% зарубежных компаний уделяют большое внимание развитию имиджа компании как привлекательного работодателя.

С каждым годом все более актуальными становятся услуги специализированных посредников на рынке труда молодых специалистов. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, растет спрос на молодых специалистов как работников. Более того, сами компании сейчас уверено растут, и соответственно растет их потребность в персонале как в таковом. А значит, им приходится выходить на новые для них рынки труда, где во многих случаях им первоначально требуется помощь для построения работы с кандидатами. Еще одной причиной обращения к услугам посредников служит тяжелая ситуация на рынке труда, с которой компании не всегда могут справиться самостоятельно.

Интересный факт

Среди компаний, использующих услуги посредников на рынке труда молодых специалистов, 57% пользовались услугами компании Graduate.

Кроме того, деятельность посредников оказывает влияние на рынок труда молодых специалистов в целом.
С одной стороны, за счет средств коммуникации, специализированные компании стараются аккумулировать информацию о рынке труда и предоставлять ее в наиболее полном и неискаженном виде как студентам и выпускникам, так и работодателям.
С другой стороны, ситуация на рынке Graduate Recruitment заставляет повышать эффективность существующих инструментов привлечения молодых специалистов и создавать все новые инструменты, которые позволяют компаниям-клиентам решать свои задачи в области работы с «градуатами».
Все это в целом способствует развитию рынка труда молодых специалистов.

В этом году к услугам посредников на рынке труда молодых специалистов обращалась четверть опрошенных компаний (24,4%). При этом чаще всего к посредникам обращались зарубежные компании.

Мониторинг рынка труда молодых специалистов

В нашем исследовании данный блок появился впервые. Перед нами стояла задача выяснить проводят ли компании мониторинг рынка труда молодых специалистов. Понять, как и в каком виде компании получают информацию и как в дальнейшем используют.

Основной результат, который мы получили в ходе анализа, можно выразить следующим образом: пока что компании не уделяют отслеживанию ситуации на рынке труда должного внимания, хотя считают, что мониторинг является одним из необходимых условий успешной работы на рынке труда молодых специалистов.

Планы компаний на следующий год

Ситуация на рынке труда молодых специалистов вынуждает компании менять свой подход к работе со студентами и выпускниками. Почти половина опрошенных компаний (43,3%), планируя свою активность на рынке труда на будущий учебный год,собираются вносить изменения в свои методы привлечения молодых специалистов.

При этом компании, как и в прошлом учебном году, планируют очень активно использовать подбор на отдельные позиции, а также чуть более активно работать в других направлениях (проведение Graduate Recruitment & Development Program, Программ стажировок и отбор на отдельные стажерские позиции).

Кроме того, в планах компаний стоит более активная работа с вузами. Часть компаний планирует повышение своей активности на рынке труда молодых специалистов, в том числе за счет проведения Graduate Recruitment Program, изменений в рекламной кампании, а также проведения новых активностей для студентов и выпускников.

Полная версия отчета

Контактная информация

Мы благодарим компании, уделившие время для участия в нашем исследовании. Мы будем рады ответить на ваши вопросы и дать дополнительные комментарии по исследованию.

    Контактное лицо: Алина Трохина, консультант компании Graduate
    Телефон: +7 (495) 967-1503
    atrokhina@kmsg.ru (с пометкой «eGraduate.ru: Аналитика рынка труда выпускников вузов» в поле «Тема»)