Программы развития для студентов и выпускников
 

Обзор рынка Graduate Recruitment в 2002/2003 учебном году

eGraduate.ru

Исследование «Рынок Graduate Recruitment» проводится ежегодно аналитическим отделом компании Graduate (входит в консалтинговый холдинг KMS Group), работающей на рынке труда молодых специалистов.

Исследование нацелено на изучение:

  • Спроса компаний на молодых специалистов
  • Используемых способов и инструментов привлечения студентов и выпускников
  • Основных тенденций развития рынка Graduate Recruitment

Информационной базой исследования служит опрос HR-менеджеров компаний, проявивших активность на рынке в течение прошедшего учебного года. Опрос проводится с помощью телефонных интервью. В исследовании 2002/2003 года приняли участие 100 российских и международных компаний.

Полная версия исследования

Основной тенденцией развития рынка Graduate Recruitment в 2002/2003 был рост конкуренции как международных, так и российских работодателей за лучших выпускников.

Основной тенденцией развития рынка Graduate Recruitment в 2002/2003 был рост конкуренции как международных, так и российских работодателей за лучших выпускников.

Если по результатам исследования за 2001/2002 гг. среди компаний, привлекающих на работу молодых специалистов, доминировали иностранные компании, то в исследовании 2002/2003 доли российских и международных компаний почти сравнялись (44 против 56).

Однако российские и иностранные компании по-разному распределены по сферам деятельности, а, значит, они ориентированы на различные сегменты рынка труда молодых специалистов и не всегда вступают в конкуренцию.
Так среди российских компаний, привлекающих на работу студентов и выпускников вузов, доминируют компании, работающие в сфере розничных и оптовых продаж (35%), IT (18%) и инвестиционные компании и банки (18%). Среди западных компаний большую часть составляют FMCG (29%), IT (21%) и консалтинговые компании (11%).

Среди способов организации работы компании с молодыми специалистами мы выделили три вида: специализированная программа набора и развития (Graduate Development & Recruitment Program), программа стажировок (Trainee Program) и точечный рекрутмент (Graduate Recruitment).

Среди способов организации работы компании с молодыми специалистами мы выделили три вида: специализированная программа набора и развития (Graduate Development & Recruitment Program), программа стажировок (Trainee Program) и точечный рекрутмент (Graduate Recruitment).
В 2002/2003 наиболее используемым способом организации привлечения на работу студентов и выпускников оставался точечный рекрутмент: его использовали 47 компаний. Однако привлечение студентов и выпускников вузов на работу становится все более организованным и запланированным: помимо точечного рекрутмента компании разрабатывают программы отбора (35 компаний) и стажировок (45 компаний).

Что касается наиболее востребованных специальностей молодых специалистов, то прирост рынка graduate recruitment в прошлом учебном году происходил преимущественно за счет выпускников ведущих технических, а также некоторых профильных вузов. Среди последних можно выделить пищевые, торговые и строительные вузы. Спрос на выпускников экономических вузов и факультетов по-прежнему остается высоким, но прирост рынка происходит за счет других специальностей.

Рост конкуренции за молодых специалистов побуждает работодателей начинать работать уже со студентами предвыпускных и даже младших курсов, предлагая им различные проекты и возможности.
Развиваются и методы привлечения молодых специалистов.

При проведении исследования были выделены следующие основные методы:

  • Проведение презентаций компании в вузах
  • Участие в форумах и ярмарках вакансий
  • Проведение лекций/семинаров для студентов вузов
  • Проведение различных конкурсов и кейс-стади
  • Проведение проекта Top Graduate
  • Рекламная кампания в СМИ и интернете

Как правило, компании используют не один, а сразу несколько инструментов. Наиболее используемыми являются традиционные методы привлечения: размещение рекламы в СМИ и интернете, участие в различных форумах и ярмарках вакансий, а также организация презентаций в вузах.
Помимо традиционных инструментов все большее распространение получают сравнительно новые методы привлечения. Среди них можно выделить проект Top Graduate, конкурсы и case study, а также лекции и семинары для студентов и выпускников.
Указанные методы, на наш взгляд, имеют значительные преимущества по сравнению с традиционными: они способствуют формированию имиджа работодателя, развитию отношений компаний с вузами и студенчеством. Однако, доля компаний, использующих перечисленные методы, в 2002/2003 году была относительно невелика — менее 20%.

Что касается использования интернета при привлечении молодых специалистов, то по сравнению с прошлым сезоном значительно возросла популярность специализированных ресурсов для студентов и выпускников, среди которых лидирует портал eGraduate.ru. Несколько опрошенных компаний размещали информацию на сайте Сareer.ru. Кроме того, были названы begin.ru, sachok.ru и сайты вузов. Наиболее популярным среди «работных» сайтов остается job.ru. Далее следуют headhunter.ru, rabota.ru, superjob.ru и zarplata.ru.

Значимую роль с точки зрения развития инструментов, используемых при привлечении студентов и выпускников вузов, играют консалтинговые компании на рынке graduate recruitment.
С одной стороны, специализированные компании имеют больше возможностей для разработки новых проектов, в их арсенале находится больше инструментов работы с молодыми специалистами, а мониторинг рынка позволяет оперативно отвечать на изменение потребностей работодателей.
С другой стороны, выход новых компаний-работодателей на рынок труда молодых специалистов и усиление конкуренции между работодателями, заставляют консультантов предлагать новые проекты и решения, отвечающие потребностям клиентов.

Наблюдаемый рост рынка услуг в области graduate recruitment связан с расширением возможностей в области привлечения молодых специалистов, которые получает компания-работодатель при обращении к консультантам.
Как правило, обращаются к консультантам компании, выходящие на рынок graduate recruitment впервые. Компаниям, уже имеющим собственные graduate программы, обращение к консультантам помогает существенно снизить издержки и сократить сроки реализации проектов, а также решить ряд иных проблем.

Состав основных игроков рынка консалтинговых услуг в области graduate recrutiment в 2002/2003 году не изменился, однако есть различия в динамике развития отдельных компаний. Более динамичное развитие характерно для более молодых компаний — Graduate и GRP-S, работавших в прошлом учебном году с относительно большим числом клиентов. Graduate лидировала и с точки зрения запуска и реализации новых проектов. Компания HR-Gardens предоставляла в прошлом году услуги в области поддержки отдельных крупных graduate программ.
Основными клиентами консалтинговых компаний в области graduate recruitment остаются FMCG, консалтинговые и IT-компании.

Результаты исследования позволяют сделать предположение о дальнейшем росте рынка graduate recruitment в 2003/2004 учебном году.
А основным условием роста рынка консалтинговых услуг в области graduate recrutiment является, на наш взгляд, развитие инструментов работы и вывод на рынок новых проектов, которые будут максимально отвечать потребностям работодателей.

Полная версия исследования