Программы развития для студентов и выпускников
 

Обзор рынка Graduate Recruitment в 2001/2002 году

Наталия Васильева,
Алексей Максименко,
eGraduate.ru

Полная версия исследования

Наблюдаемое оживление на российском рынке Graduate Recruitment побудило специалистов отдела маркетинга Graduate провести исследование спроса и методов работы компаний с молодыми специалистами.

Предварительно на основании информации, находящейся в открытом доступе, был составлен перечень, в который вошли около 80 компаний, реализовывавших те или иные мероприятия в области Graduate Recruitment. Исследование проводилось методом телефонного интервью с HR-менеджерами. В результате удалось получить информацию по 57 компаниям.

Исследование проводилось методом телефонного интервью с HR-менеджерами. В результате удалось получить информацию по 57 компаниям.

Большинство как в исходном перечне, так и среди опрошенных компаний составили крупные международные корпорации. Однако вопреки ожиданиям доля российских компаний оказалась весьма существенной и составила 45% среди всех опрошенных. По сфере деятельности основная доля принадлежит компаниям-производителям (более 35%). Далее примерно равные доли принадлежат компаниям, действующим в области IT, консалтинга, дистрибуции и финансовых услуг.

Были выделены 5 основных методов работы с выпускниками: Graduate Program, программа стажировок, проведение презентации в вузе, участие в Днях Карьеры и подбор молодых специалистов на отдельные позиции компании.

Были выделены 5 основных методов работы с выпускниками: Graduate Program, программа стажировок, проведение презентации в вузе, участие в Днях Карьеры и подбор молодых специалистов на отдельные позиции компании. Наиболее популярным методом является подбор. Он наименее затратен и сразу дает очевидные результаты. Однако остальные методы помогают не просто закрыть открытые позиции в компании, но и достичь ряд иных целей. Во-первых, они являются своего рода PR-акциями и способствуют формированию положительного имиджа компании как работодателя. Во-вторых, они создают и определенный задел для будущей работы со студентами и выпускниками.

Среди опрошенных компаний на наличие собственной Graduate Program указали 18. В большинстве случаев это масштабные, ежегодно реализуемые программы, охватывающие не только Москву, но и другие регионы России (преимущественно, Санкт-Петербург и крупные города Сибири). В основном это программы, разработанные зарубежом и имеющие длительную историю реализации. Однако Graduate Program разрабатываются и в российских компаниях, хотя их число пока невелико.

Реализуются Graduate Program, также как и остальные мероприятия в области работы с молодыми специалистами, преимущественно самостоятельно. Обращение к посредникам здесь является скорее исключением. Некоторые мероприятия реализуются при содействии специализированных компаний, предоставляющих услуги на рынке Graduate Recruitment (в ходе опроса были упомянуты компании HR Gardens, Graduate и МГУ Карьера Сервис). Ряд компаний сотрудничает также с кадровыми службами вузов. Однако работа последних получила весьма невысокую оценку.

Из перечисленных методов как по характеру проведения, так и по результатам выделяется участие в Днях Карьеры и ярмарках вакансий. Наиболее популярными среди них являются ежегодный форум «Карьера», ярмарка вакансий «Молодой специалист XXI века» и Дни Карьеры в МФТИ, а также проект «Top Graduate», впервые проводившийся в прошедшем сезоне компанией Graduate.

Как показало исследование, такие мероприятия эффективны скорее как PR-акции, но не как метод подбора персонала. Слишком большое количество участников и плохая организация часто препятствуют достижению ощутимых результатов. Промежуточное положение здесь занимает проект Top Graduate компании Graduate. С одной стороны, он также представляет собой своего рода День Карьеры. С другой стороны, посредством более узкой специализации и предварительного отбора участников помогает избежать указанных проблем.

При привлечении молодых специалистов компании ориентируются, как правило, на определенные вузы. Среди предпочитаемых вузов преобладают те из них, которые готовят специалистов в области экономики и финансов. Второе место принадлежит техническим вузам.

При привлечении молодых специалистов компании ориентируются, как правило, на определенные вузы. Некоторые компании поддерживают постоянные связи с 1-2 выбранными вузами и регулярно приглашают выпускников и студентов на практику или постоянную работу.

Среди предпочитаемых вузов преобладают те из них, которые готовят специалистов в области экономики и финансов. Второе место принадлежит техническим вузам. Выделяется также и ряд учебных заведений, студенты которых получают прикладные специальности (в области пищевой, текстильной, химической промышленности). Наибольшим спросом пользуются выпускники МГУ, РЭА им. Плеханова и МГИМО, а также МФТИ и МГТУ им. Баумана.

Отдельный блок вопросов анкеты был посвящен использованию Интернет при подборе молодых специалистов. Так или иначе для привлечения выпускников и студентов вузов сеть используют более 80% компаний. При этом для HR-менеджеров, занимающихся подбором, Интернет выступает не только как способ экономии финансовых и временных ресурсов, но и как дополнительный фильтр для отбора наиболее перспективных сотрудников.

Так или иначе для привлечения выпускников и студентов вузов Интернет сеть используют более 80% компаний.

При работе с молодыми специалистам используют три вида Интернет-ресурсов. Это стандартные электронные базы данных резюме и вакансий, собственные сайты компаний, а также специализированные ресурсы, посвященные поиску и карьере молодых специалистов. Число последних, правда, невелико, и не все HR-менеджеры знают об их существовании. Можно назвать не более 4-5 ресурсов Рунета, посвященных данной тематике.

Одним из первых был создан сайт Сareer.ru МГУ Карьера Сервис, на котором представлена информация о Graduate Program небольшого числа компаний, а также публикуются отдельные вакансии для молодых специалистов. Сдерживается развитие сайта платностью размещения информации компаний.

Весной 2002 года был запущен проект eGraduate.ru. Ресурс является сравнительно молодым, однако динамичное развитие позволяет сделать предположение о неплохих перспективах. Два проекта для молодых специалистов — www.begin.ru и www.alumni.ru (сайт закрыт) — делает компания Carana Corporation.

Перечисленные сайты фактически составляют исчерпывающий перечень ресурсов, посвященных карьере молодых специалистов. Тем не менее практика свидетельствует об их востребованности со стороны выпускников и студентов вузов, а проведенное исследование показало и большую заинтересованность HR-менеджеров в использовании подобных ресурсов.

Исследование показало, что практически все компании планируют не только продолжить, но и значительно расширить свои программы работы с выпускниками осенью 2002 года. Также продолжиться тенденция усложнения и разнообразия методов оценки и отбора выпускников, значительно расшириться использование средств сети Internet. Более подробные выводы иcследования и статистические данные будут опубликованы в октябре 2002 года на интернет-портале eGraduate.ru.

Полная версия исследования